История одной выставки.
На рубеже 2021-2022 годов меня пригасил музей им Эрнста Неизвестного принять участие в их проекте. В результате совместной работы я создал серию холстов специально для этого проекта.
Название: Части целого
Темой для создания работ я выбрал теорию холонов. Терминология холонов была введена венгерским философом Артуром Кестлером в 70-х годах прошлого столетия и получила активное развитие среди работ Кена Уилбера.
Холон – нечто, одновременно являющиеся и целым само по себе, но вместе с этим представляет собой часть еще большей системы. Отсюда вытекает другое понятие, понятие холархии.
Холархия – это иерархия вложенных друг в друга холонов.
Если, следуя этой теории, взглянуть на мир вокруг нас, на явления и процессы нас окружающие то станет очевидно, что они не просто целое, а часть чего-то еще. Что более реально – целое или части, составляющие это целое?
Интересны и утверждения относящиеся к этой теории. Одно из них гласит: «Поскольку каждый холон - это целое/часть, у него есть две "тенденции" или, можно сказать, две "силы", которые поддерживают его свойства целостности и частичности. С одной стороны, ему необходимо поддерживать свою целостность, идентичность, автономию или организацию. Если он не будет поддерживать свою внутреннюю структуру, то он просто перестанет существовать. Поэтому одна из характеристик холона, в любой области, - это его организация, способность поддерживать свою целостность перед лицом влияния внешней среды, которая иначе просто разрушила бы его. Это верно для атомов, клеток, стран, организмов и идей. Но холон - это не только целое, которое сохраняет свою структуру, это еще и часть какой-то другой системы. И поэтому, кроме поддержания своей автономии, ему также необходимо быть частью другого целого. Его собственное существование зависит от способности вписаться в окружающую среду, и это верно для атомов, молекул, стран, животных и людей».
Работы, созданные в серии, несомненно попадают под это определение. А выбранные сюжеты будут переносить зрителя в опыт осознания автором этой системы философского учения. То, что находится и окружает нас каждый день, то из чего мы состоим и в каких процессах участвуем.
Серия состоит из десяти холстов формата 40х50 см и одной уличной работы. К сожалению я не нашел в себе сил реализовать последнюю, 12 работу.
Выражаю благодарность Художественному музею Эрнста Неизвестного